Русский  
Архив проектов>>

Места проведения

"Архангельское" Государственный музей-усадьба (Здание музейного комплекса )

Информация с сайта http://www.arhangelskoe.su/

Государственный музей-усадьба «Архангельское»

Открыт 1 мая 1919 года. 

Адрес: 143420, Московская обл., Красногорский р-н, п. Архангельское.
 

 

Вл. Енишерлов. "В Архангельском гаснет факел жизни".
(НАШЕ НАСЛЕДИЕ, №. 101, 2012 г. (Выдержки из статьи)

В 10-15 минутах езды от Архангельского, по ту сторону Москвы-реки, находятся резиденции Президента РФ (Верховного главнокомандующего) и премьер-министра. Было бы прекрасно, если бы они потратили толику своего действительно драгоценного времени и заехали в Архангельское, побродили по более четверти века реконструируемому дворцу, оглядели бы все, что творится в музее-усадьбе, и приняли, как теперь говорят, "политическое", а точнее, государственное решение, учитывая, что без возрожденного Архангельского Россия действительно будет не полной. На наш взгляд, государство должно отобрать все в Архангельском у Министерства обороны - военный санаторий, все строения на территории усадьбы Юсуповых, предварительно запретив столь возлюбленную генералами распродажу земли и строительство различных объектов, прекратить позорные суды, в которых государственные органы, как бедные родственники, отстаивают право торговать национальным достоянием у государственных же органов. Вспомним, что Русская православная церковь успешно выводит из возвращенных ей монастырей школы (Зачатьевский монастырь в Москве), музеи (Новодевичий, Новоиерусалимский и Донской монастыри), медицинские учреждения (Николо-Пешношский монастырь в Подмосковье) и т.д.

Снеся два построенных в 30-х годах над Москвой-рекой корпуса военного санатория и восстановив на этих местах юсуповские оранжереи, запретив всякое строительство на Лохине-острове и окрестностях, возможно еще возродить редчайшую в мире ландшафтную перспективу, которой было славно Архангельское. "Новое" здание санатория легко можно переоборудовать под музейный депозитарий, служебные помещения с лекционными залами, реставрационными мастерскими и т.п. Следует ликвидировать забор, разбивающий территорию Архангельского надвое со стороны Ильинского шоссе, само шоссе от околицы Гольева до деревни Глухово увести в тоннель глубокого залегания, спасая тем самым театр Гонзага и восстановив единство Архангельского парка, приведя в порядок Аполлонову рощу и другие его заросшие части. А ту землю в охранной зоне музея-усадьбы, которой сейчас так лихо торгует Министерство обороны вблизи Новорижского шоссе, государство могло бы передать в бессрочное, безвозмездное пользование частному музею военной техники В.Задорожного с его десятками раритетных танков, самоходных ракетных установок, боевых самолетов, в том числе времен Великой Отечественной войны, которые здесь спасают, реставрируют и демонстрируют в этом замечательном музее, ютящемся сейчас в малоприспособленном, неудобном месте вдоль Ильинского шоссе.

Если же идея с полным уничтожением двух старых корпусов санатория, принадлежащего пока Министерству обороны, сооруженных некогда на территории Архангельского в стиле добротного сталинского ампира, может кому-то показаться излишне радикальной и трудновыполнимой, то возможен и более щадящий вариант превращения бывшей подмосковной усадьбы Юсуповых в беспрецедентный Национальный музей-заповедник мирового уровня. Один из корпусов-близнецов, нависших над старицей Москвы-реки, может быть переоборудован под здание Российской национальной портретной галереи. Технически это не сложная проблема. Вспомним, как примерно четверть века тому назад здание "Автоэкспорта" на Волхонке, занимавшее бывшую многоэтажную гостиницу "Княжий двор", перестроили под первоклассный Музей личных коллекций ГМИИ им. Пушкина.

О необходимости создания в нашей стране Национальной портретной галереи, подобной существующим во многих европейских столицах, речь идет давно. Для нее необходимо подготовить специальное здание, а не теснить вместе с экспозицией какого-либо музея, например ГИМа. Лучшего места для галереи русского исторического портрета, чем Ар-хангельское, найти трудно. В запасниках столичных и провинциальных музеев, в частных коллекциях хранятся многие тысячи портретов известных и безызвестных россиян. Под эгидой Министерства культуры РФ из них может быть сформирована прекрасная экспозиция. Увидеть воочию своих пращуров, узнать "историю России в лицах" смогли бы посетители этого необычного музея.

А в рядом стоящем санаторском корпусе-двойнике после реконструкции можно организовать Музей русской эмиграции. Памятные вещи русских изгнанников, произведения художников русского зарубежья, экспонаты военных полковых музеев, еще сохранившиеся за рубежом, библиотека, архив - все это расскажет о жизни, борьбе, творчестве тех, кто был вышвырнут после 1917 года из своих домов и вынужден был утверждать свою русскость в Праге и Белграде, Берлине и Париже, Лондоне, Нью-Йорке, в Южной Америке, Австралии, во всех странах и на всех континентах, куда забросила безжалостная судьба российских изгнанников. Не надо напоминать, что среди них были и Юсуповы. Создание музея русской эмиграции именно в Архангельском стало бы более чем уместно и оправданно. Мне кажется, что эти два новых музея никак не нарушили бы мемориальную гармонию Архангельского с его отреставрированным дворцом, спасенным парком, возрожденным театром Гонзага, приведенными в порядок окрестными рощами, лугами, реками - словом, всем тем, что составляет основную историческую, эстетическую, духовную ценность уникальной подмосковной усадьбы, которая должна быть гордостью России, а является пока объектом беспардонного и циничного дележа между различными ведомствами, олигархами, бессовестными дельцами и распоясавшимися местными чиновниками, которым наплевать на нашу страну, на ее историю, веру и культуру, на народ, в конце концов.

У государства должны быть все-таки святыни. После войны с фашизмом страна сумела в тяжелые годы поднять из руин дворцы и пригороды Ленинграда-Петербурга, и они тоже стали символом нашей победы. Таким же знаком победы, но теперь над косностью, алчностью, местничеством, могло бы стать возрождение уникального Архангельского во всей красе и возвышенной силе этого символи-ческого места русской истории. Настала пора провести в России своеобразную реституцию и вернуть Юсуповым, в лице музея-усадьбы Архангельское, их земли, так привлекающие всякого рода проходимцев и торгашей; Ясной Поляне - отдать во владение земли Л.Н.Толстого; музею-заповеднику Михайловское - пушкинские уделы на Псковщине; Шахматову и Боблову - земли А.А.Блока и Д.И.Менделеева в Подмосковье... Такая государственная программа поможет сохранить в неприкосновенности ландшафты и природу достопамятных мест, защитит их от постороннего вмешательства и распродажи. Все это возможно, конечно, если наконец высшая государственная власть в нашей стране всерьез, а не формально займется проблемами культурно-исторического наследия. Быть может, новый Президент России, если вдруг все же доедет до Архангельского, то проникнется не только идеей его спасения, но и протянет руку всей русской культуре, над которой давно и грозно сгустились тучи.

Нам представляется, что при Президенте России должен быть создан действенный Общественный совет по российскому культурно-историческому наследию. Слишком много сложных и трудноразрешимых проблем накопилось в этой важнейшей государственной сфере. А у нас даже уничтожили Комиссию при Президенте РФ по особо ценным объектам культурного наследия народов РФ, которая хоть как-то влияла на ход событий. В начале февраля защитники Архангельского одержали маленькую победу. Московский арбитражный суд признал незаконным приказ Министерства обороны г-на Сердюкова о продаже 20,67 га земли в охранной зоне усадьбы. Но судебная тяжба, я уверен, будет продолжаться бесконечно. Пока признавали незаконным приказ Министерства обороны, умудрились перепродать находящийся в усадебном парке Юсуповых ресторан с 1,5 га земли. Беззастенчивые арендаторы Аполлоновой и Горятинских рощ при попустительстве и поддержке красногорских чиновников и руководителей Московской области всеми правдами и неправдами изыскивают пути для застройки юсуповских земель. Повторяю еще раз - лишь жесткое политическое решение государственной власти, принятое в законодательном порядке, а не робкие протесты общественности, смогут прекратить это безобразие и беспредел и снасти гордость России, которой некогда было Архангельское.

* выделение фраз в статье сделано музеем.



Дирекция: тел/fax 8-498-653-86-60
Экскурсионное бюро: 8-495-363-13-75
Праздники, концерты, фестивали: 8-495-797-54-09

Уникальность музея - в сохранении на своем историческом месте архитектурно-паркового ансамбля и художественных коллекций.

Дворцово-парковый ансамбль эпохи классицизма и богатейшие художественные коллекции снискали усадьбе Архангельское славу «подмосковного Версаля». С конца XVII века усадьба принадлежала князьям Голицыным, а с октября1810 года до революции 1917 года - коллекционеру и меценату князю Н. Б. Юсупову (1751 – 1831) и его потомкам. Строительство и украшение усадьбы связано с именами архитекторов Герна, Тромбара, Петонди, Гонзага, Бове, Клейна.
В коллекции живописи представлены произведения крупнейших западноевропейских художников XVII – XIX веков — А. Ван Дейка, Д. Б. Тьеполо, Ф. Буше, Ю. Робера и других.
В собрании декоративно-прикладного искусства – художественная бронза, часы, мебель, изделия юсуповского фарфорового завода в Архангельском (1820-е – 1830-е гг.) и основных европейских мануфактур   XVIII — XIX веков. К юсуповскому собранию восходит коллекция скульптуры (VII век до н.э. — начало ХХ века). Гордостью музея является фонд редких книг – самая обширная из всех усадебных библиотек (более 16 000 томов русских и западноевропейских изданий XVI - ХIХ веков).

 

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ УСАДЬБЫ

 

Центральная часть ансамбля: Центральная часть ансамбля: Центральная часть ансамбля: Центральная часть ансамбля: Центральная часть ансамбля:
– дворец и регулярный парк на террасах с архитектурным декором и мраморной скульптурой (1780-1810-е гг.);
– малый дворец «Каприз», павильоны «Храм-памятник Екатерине II» и «Чайный домик» (XVIII–XIX вв.);
– памятные колонны в честь Александра I, Николая I, Александра III;
– ансамбль Пушкинской аллеи;

Восточная часть ансамбля и музейные экспозиции:
– Храм Архангела Михаила XVII в. (действующая церковь);
– «Святые ворота» XIX в., «Кладовая над оврагом» XIX в.;
– «Конторский флигель» XIX в. (музейная экспозиция);
– «Колоннада» («Храм-усыпальница») начала XX в. (музейная экспозиция, выставки современных художников, концерты).

Западная часть ансамбля: Театр Гонзага (1817-1818 гг., по проекту итальянского архитектора и живописца Пьетро ди Готтардо Гонзага).

Проезд: 
из Москвы – м. «Тушинская», далее автобусы 549, 541 или маршр. такси 151;
из Красногорска – автобусы 520, 824;
автотранспортом: 5-й км Ильинского шоссе (через МКАД и трассу «Москва-Рига» или через Волоколамское шоссе)