Русский  
Архив проектов>>

Текстовые публикации

<< назад к событию

История арфы

История арфы

см. фотоальбом ИСТОРИЯ АРФЫ

 

История арфы - одного из древнейших музыкальных инструментов - насчитывает много веков. Появилась она еще на заре человеческой цивилизации и стала прародительницей всех струнных инструментов. 
Сколько лет музыке, столько лет и арфе. Арфу любили в Древнем Египте, в Финикии и Ассирии, в Древней Греции и Риме.

Ведущие свое происхождение от однострунного музыкального лука, арфы использовались в качестве церемониального инструмента в шумерском и египетском искусстве еще в III тысячелетии до н.э. В другом источнике говорится, что первые египетские арфы – бенты – появились шесть тысяч лет назад.
Арфа Аполлона олицетворяет все поэтическое и прекрасное.
Арфы упоминаются и в Библии. 

Первоначально арфы были лукообразными, затем они уступили место угловым (в форме треугольника), с шейкой, расположенной наклонно к деке. На таких угловых арфах разного размера играют в ансамблях или соло, ставя один конец инструмента на землю или держа его на плече. С Ближнего Востока арфа попала на Яву и в Китай, а также в Северо-Западную Европу. 

Именно в средние века арфа получила огромное распространение в Европе. Об арфе европейского типа можно найти беглые упоминания в произведениях римских авторов, но самая древнее изображение арфы – ирландская скульптура 8 века. Добавив переднюю колонку для большего натяжения струн, европейцы (вероятно, кельты) усилили звучность восточной арфы.
Особенно славились ирландские арфисты, которые исполняли свои сказания - саги - под аккомпанемент маленькой переносной арфы. Ее изображение даже вошло в национальный герб Ирландии.

Герб Ирландии представляет собой золотую арфу с серебряными струнами на синем щите. Арфа долгое время была геральдическим символом Ирландии. В современном виде герб утверждён 9 ноября 1945 года. Легенда гласит, что первая гэльская арфа была дарована богами правителю Дагде, однако боги холода и тьмы похитили её, после чего добрые боги света и солнца отыскали её и вернули владельцу, чтобы тот играл, принося музыкой радость людям. Арфа признаётся символом Ирландии с XIII века.
Ирландия является единственной страной в мире, государственным символом которой служит музыкальный инструмент, арфа символизирует важность музыки в ирландской культуре и древность её традиций.

В России история арфы началась с середины XVIII века.
В 1764 г. Екатериной II был основан легендарный Смольный институт, а в 1765 г. царица приобрела для смольнянок арфу. Но регулярные занятия были введены в программу обучения института после того, как придворным арфистом был назначен Жан Батист Кардон .
Выпускница Смольного института Глафира Алымова и стала одной из первых русских арфисток. Ее портрет кисти Левицкого хранится в Русском музее. Игре на арфе у Кардона училась и знаменитая крепостная актриса Прасковья Ковалёва (Жемчугова). Её арфа теперь украшает интерьеры Останкинского дворца графа Шереметьева. 

В списке крепостных, предназначавшихся для продажи помещицей Л. И. Чертковой, упоминается «изрядная арфянка» Аксинья Рочегова. Разносторонним музыкантом – скрипачом, пианистом, гитаристом, альтистом и арфистом был вольноотпущенный Г. И. Бибикова капельмейстер Куликов. Другой вольноотпущенный того же помещика, русский композитор Д. Н. Кашин (1769 – 1814) также хорошо знал арфу и написал для нее ряд произведений. Среди них особенно выделяются вариации на тему русской народной песни «Хожу я по улице». Примечательно, что не только русских, но и зарубежных арфистов привлекали мелодии русских народных песен; они легли в основу многих произведений, созданных известными арфистами Н. Бокса (1789 – 1841), Н. Дальвимаром (1772 – 1839) и Ф. Надерманом (1773 – 1835). Большой популярностью пользовались «Лучинушка» в обработке Николая де Витте (1813 – 1844) и «Красный сарафан» Шарля Обертюра (1819 – 1895).

С конца 18 и начала 19 века арфа становится в России одним из наиболее любимых инструментов. Она широко распространена в качестве сольного и аккомпанирующего инструмента не только в столице, но в провинции. Ее можно было встретить и во дворце, и в кабачке, и в дворянских хоромах, и в руках нищих музыкантов, бродивших по дворам. Игре на арфе обучают как женщин, так и мужчин в частных домах и пансионах. Пение романсов под аккомпанемент фортепиано, арфы или гитары становится любимым занятием в часы досуга. Арфу любовно воспевают поэты. Не одну теплую строку посвятил ей Гавриил Державин:

Нет! Арфу слышу я: ее волшебный звук.
На розах, дремлющих согласьем тихострунным,
Как эхо, мне вдали щекочет нежно слух;
Иль шумом будит вдруг вблизи меня перу иным.

Арфа — символ воплощения чистоты звука. Она может поведать нам древние истории. Звуки арфы уносят нас в глубину веков. 

Вот арфа у Терпсихоры – греческой музы песни и танца. Как и лира, арфа символизирует в соответствии с пифагорейской философией мировую гармонию. Она являет собой мост между небом и землей. Ее форма – мистическая звуковая лестница, соединяющая горний и дольний миры. Ее звуки будили воспоминание о мире ином — «мире спокойствия», «тихой гавани». В мифологии она тесно связана с лебединой тематикой.

Арфа была частью культа Солнца и Воды. Более того, арфа ассоциировалась с Материнством и рождением, что указывало на определенное женское начало. С другой стороны, арфа также являлась двуполой, так как часто играла объективную, примирительную роль (например, между светом и тьмой, небом и землей, солнцем и луной). Инструмент рассматривался как символ души как совокупность всех видов эмоций, и посредствам которой разумно невыразимые вещи, можно было выразить. Во многих легендах арфа упоминается как символ ключа в другие миры, особенно в Преисподнею. Говорили, что с помощью звуков арфы можно было вызывать или прогонять призраков или души умерших. Это поверье до сих пор существует в африканских племенах, например, в культе Вуду. Арфа считалась духовным орудием, использовавшимся Вуду для психологических войн.