Русский  
Архив проектов>>

Текстовые публикации

<< назад к событию

19.02.2009 "ПРОМЕТЕЙ" - СМИ

http://old.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10257016@SV_Articles

http://musicroyal.ru/en/node/213

http://peterout.ru/articles/prometey-8483

http://www.newsdale.ru/article/show/1730

http://os.colta.ru/news/details/7640/

http://nw.ria.ru/culture/20090128/81706509.html

http://artelectronics.ru/posts/iskusstvo-zrimoj-muzyki

http://www.vppress.ru/stories/3452

http://go2films.ru/video/dWlkPTIyMTc1NTM0NCZnaWQ9MTcwOTM4MDI4

http://www.oreanda.ru/culture/V_Peterburge_sygrayut_na_sveto-instrumentah/article363255/

http://jetway.ru/news/2009/02/19/news_35700.html

http://tb-magazine.ru/img/files/editor/archive/pdf-pages/27-74-77.pdf

http://tubethe.com/watch/HeHRXhW8SBA/ravel-bolero-ravel-bolero.html

http://tubethe.com/watch/V4BG42JBa7g/skryabin-prometejj-scriabin-prometheus.html

http://tubethe.com/watch/I4LYmn9OeEw/vagner-uvertyura-k-opere-tangejjzer-wagner-tannhauser.html

http://kholstomer.old-spb.ru/rus/news/?news_id=142

http://www.fontanka.ru/2009/02/16/047/

http://gazetastrela.ru/enter/indexx.php?i=3&id=6328&n=644&page=1&s=1

Стрела (8/644)

 
 

Зеленые и красные ноты

19 февраля в Ледовом дворце состоится незабываемое светомузыкальное шоу под названием “Прометей”. Впервые в истории мировой музыкальной культуры известный петербургский музыкант, художник и ученый Валентин Афанасьев продемонстрирует уникальные возможности примененияцветного света, позволившие ему создать уникальную цветозвуковую систему.
 
Программу в Ледовом дворце откроет симфоническая поэма Скрябина “Прометей. Поэма огня”. В концерте также прозвучат сочинения Вагнера, Равеля, Орфа, Гершвина и Андрея Петрова в исполнении симфонического оркестра и хора под управлением Андрея Аниханова.
 
Уникальность программы заключается в том, что в оркестре будут использованы специальные музыкальные светоинструменты. Партии света, написанные нотами в соответствии с принципами музыкальной гармонии композитором Иваном Полехом, исполнят музыканты на синтезаторах, клавиатуры которых соединены с осветительной аппаратурой посредством компьютерной программы, реализованной Борисом Бокатовичем. По замыслу Валентина Афанасьева, эти новые инструменты предназначены для композиторов будущего, которые, подобно А. Скрябину, способны представлять себе музыку не только в звуковом, но и в световом ряду.
-------------------------------------------------------------

Искусство зримой музыки

   Около тридцати лет назад Ленинград был оклеен афишами, сообщавшими о премьере светомузыкальной симфонической поэмы Скрябина «Прометей. Поэма огня». Но концерт не состоялся. Вероятно, в ту пору еще не пришло времясветомузыкальной идеи. И только теперь получило шанс развитие этого вида искусства.

   В XIX веке появился оркестр «вагнеровского» типа, звучание которого отличается мягкостью даже в самых оглушительных fortissimo — Вагнер чрезвычайно расширил выразительные возможности оркестра, достиг вершины. Осталось сделать свет или цвет одним из музыкальных инструментов.


            Аристотель: «Все живое стремится к цвету… Цвета по приятности их соответствий могут относиться между собой подобно музыкальным созвучиям и быть взаимно пропорциональными».

В XVIII веке Ньютон открыл дисперсию света. Оказалось, что белый цвет можно разложить на радугу из семи цветов. И, разумеется, тут же появилась аналогия с семью нотами диатонической гаммы. В том же XVIII веке композиторы Рамо и Гретри увлеклись революционной идеей совмещения звукового ряда с цветовым, а Кастель даже сделал соответствующий аппарат для демонстрации этого процесса. Но все было сложнее, чем они предполагали. Почему?

   Энтузиасты светомузыки исходили из того, что и музыкальных тонов, и цветов именно семь. Сосчитал число цветов в спектре ученик Ньютона, у которого было хорошее зрение. Однако от взгляда ускользнуло, что величины диапазонов разных цветов различны. Например, у красного, зеленого и фиолетового цвета они широкие, а у оранжевого и желтого намного уже.

   Тема на длительное время зашла в тупик, хотя по-прежнему беспокоила воображение многих. Через слух мы получаем десять процентов информации, через зрение – девяносто. Если погрузить аудиторию в гармонию на 100 процентов, то искусство получит новое качество.

Микалоюс Чюрленис. Фуга, 1908

 

 

Микалоюс Чюрленис. Фуга, 1908

   Гете посвятил светомузыке 15 лет, написал трехтомное сочинение «Учение о цвете». При жизни не меньше, чем его поэзия, была знаменита его теория светомузыки. О том же в разное время думали Вагнер и Скрябин, Леонардо да Винчи и Кандинский, Гельмгольц и Эйлер. И Эйнштейн тоже. Попытки связать живопись и музыку делали Чюрленис, Матюшин, Клее. Светомузыка звала и манила.

   В начале двадцатого века появились светомузыкальные сочинения: «Прометей» А. Н. Скрябина (1910), «Желтый звук» В. В. Кандинского (1912), «Счастливая рука» А. Шенберга(1913).

   У Скрябина в «Прометее», по замыслу, происходит цветовое дублирование тонального плана музыки. А в его незаконченной пьесе «Предварительное действие» цвет, организованный в сложные беспредметные формы, взаимодействует со звуком по принципу контрапункта.

 

          Скрябин писал: «Я чувствую, что здесь есть какая-то закономерность, но никак не могу ее найти!»

 

Пауль Клее. Фуга в красном цвете, 1921

 

 

Пауль Клее. Фуга в красном цвете, 1921

   Так или иначе, интуитивный подбор цвета к звуку не привел к результатам, которых ожидали.

   Осенью 2008 года в Санкт-Петербурге (в рамках фестиваля «Светотень») выступил праправнук Александра Скрябина пианист и композитор Элиша Абас (Израиль). Кроме собственных сочинений, он играл Листа, РахманиноваШуманаШопена, Скрябина. Музыке сопутствовало визуальное сопровождение на трех больших экранах: потоки света, громадные снежинки, женские лица, летящие бабочки на фоне нотных листов. Однако все это светомузыкой в строгом смысле не становилось, оставаясь лишь рядом интуитивных ассоциаций.

 

   Наконец, совсем недавно Валентин Афанасьев предложил алгоритм, который связывает содержание нотной записи с определенными группами цветов. Иными словами, найдены соотношения цветовых напряженностей, соответствующие напряженностям в отношениях звуков. Один и тот же звук характеризуется тремя различными цветами в зависимости от его позиции в измерениях мелодии и лада (как известно, цвета спектра — в отличие от звуков — располагаются последовательно; соседние цвета в спектре не контрастируют, между тем, два соседних звука хроматической гаммы резко диссонантны).

   Изобретение Афанасьева запатентовано во Франции и России, поддержано Российской Академией Наук и Международной организацией ЮНЕСКО.

Валентин Афанасьев. «Чакона» Баха, 1994-2004

 

 

Валентин Афанасьев. «Чакона» Баха, 1994-2004

 

          Валентин Афанасьев – музыкант и художник, родился в 1945 году в Черновицах. Выпускник ленинградской консерватории по классу скрипки. Участник скандально известных выставок советского андеграунда. Его персональные выставки проходят в США, Германии, Франции и Швеции.

----------------------------------------

http://nfo-mir.com/lectures/filosof/item/676-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9-%D0%BF%D0%BE%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B2%D1%88%D0%B8%D0%B9-%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BD%D1%8C-%D1%81-%D0%BD%D0%B5%D0%B1%D0%B0.html

----------------------------------

«Прометей» в Ледовом

19 февраля в 19.00 в Ледовом дворце концерт «Прометей». Впервые в истории мировой музыкальной культуры петербургский музыкант, художник и ученый Валентин Афанасьев продемонстрирует возможности применения цветного света, позволившие ему создать уникальную цвето-звуковую систему.

Суть системы цвето-звуковых отношений, созданной Валентином Афанасьевым, в открытии закономерностей, которым должны подчиняться определённые группы цветов для адекватного проявления алгоритма, содержащегося в нотной записи. Определены пространства мелодии, тональности, функциональных наклонений. Впервые в истории показано, что один и тот же звук может характеризоваться тремя различными цветами в зависимости от занимаемых ими пространственных позиций. Это открытие, запатентованное Афанасьевым как изобретение во Франции и России, поддержано Российской Академией наук и Международной организацией ЮНЕСКО. 

Ярким представлением открытия с живописной стороны является картина «Чакона» (по произведениям Баха), написанная Афанасьевым. Эта работа экспонировалась на «Осеннем салоне» в Париже и других выставках. Теперь ее можно будет увидеть и в России - с 20 февраля по 15 апреля 2009 года в рамках ретроспективной выставки работ художника, которую представляет Арт-холдинг «Русское искусство А…Я» (Итальянская, 16).

Откроет программу в Ледовом симфоническая поэма Скрябина «Прометей. Поэма огня», в концерте также прозвучат сочинения Вагнера, Равеля, Орфа, Гершвина и Андрея Петрова в исполнении Симфонического оркестра и хора под управлением Андрея Аниханова. Солисты - пианисты Полина Остинская (это ее первое выступление после рождения дочери) и Константин Изотов.

В оркестре будут использованы специальные музыкальные свето-инструменты. Партии света, написанные нотами в соответствии с принципами музыкальной гармонии композитором Иваном Полехом, исполнят музыканты на синтезаторах, клавиатуры которых соединены с осветительной аппаратурой посредством компьютерной программы, реализованной Борисом Бокатовичем. По замыслу Афанасьева, эти новые инструменты предназначены для композиторов будущего, которые подобно Скрябину, способны представлять себе музыку не только в звуковом, но и световом ряду.