Русский  
Архив проектов>>

Персоны

ДЕСЯТНИКОВ Леонид (композитор)

Десятников Леонид Аркадьевич

Композитор Леонид Аркадьевич Десятников родился 16 октября 1955 года в г. Харькове (Украина). После окончания школы при Харьковском институте искусств поступил на композиторский факультет Ленинградской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. На его курсе класс композиции вел профессор Борис Арапов, а класс инструментовки – профессор Борис Тищенко.

С 1973 года живет в Санкт-Петербурге.

Будучи студентом 3-го курса, Леонид Десятников написал свою первую оперу «Бедная Лиза».

В 1980 году оперу поставил режиссер Юрий Борисов в московском Камерном музыкальном театре Бориса Покровского.

В 1978 году Десятников окончил консерваторию, а в 1979 году был принят в Союз композиторов.

В 1990 году Десятников познакомился с режиссером Александром Зельдовичем и написал музыку к его фильму «Закат» по Исааку Бабелю. Саундтрек вышел на редкость удачным и цельным: композитору удалось скрестить местечковые еврейские наигрыши с трагической мощью псалмов Давида. Потом были другие кино-работы – «Затерянный в Сибири» (1991), «Подмосковные вечера» (1994), «Серп и молот» (1994), «Мания Жизели» (1995), «Тот, кто нежнее» (1996), «Москва» (2000), «Дневник его жены» (2000), получивший премию «Ника» как «лучший игровой фильм года», «Олигарх» (2002), «Космос как предчувствие» (2005) и другие.

С 1996 года интенсивно сотрудничает с Гидоном Кремером как композитор («Wie der Alte Leiermann... »; камерная версия «Эскизов к “Закату”») и аранжировщик произведений Астора Пьяццолы, среди которых номинированная на «ГРЭММИ» танго-оперита «Мария де Буэнос-Айрес».

Десятников – один из самых исполняемых современных российских композиторов. Его музыка часто звучит на крупных музыкальных фестивалях: Локенхауз (Австрия, 1996, 1998), Гштаад (Швейцария, 1997), «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» (1997). Симфоническое произведение «Эскизы к "Закату"» исполнено крупными немецкими оркестрами: Deutsches Simphonie Orchester Berlin и Симфоническим оркестром Гевандхауза (Лейпциг).

Творчество Леонида Десятникова насчитывает множество произведений, среди которых оперы «Никто не хочет петь или браво-брависсимо, пионер Анисимов», «Витамин роста», поставленные в Детском музыкальном театре «Зазеркалье», «Дети Розенталя» – в Большом театре; вокальные циклы – «Любовь и жизнь поэта» на стихи Николая Олейникова и Даниила Хармса, «Пять стихотворений Тютчева»; кантаты «Пинежское сказание о дуэли и смерти Пушкина» и «Дар» на стихи Гаврила Державина; «Свинцовое эхо» на стихи Джерарда Манли Хопкинса для голоса и инструментов, камерно-инструментальные сочинения и произведения для хора.

Премьера оперы Леонида Десятникова «Дети Розенталя» на либретто Владимира Сорокина состоялась 23 марта 2005 на Новой сцене Большого театра. Дирижер – Александр Ведерников. Режиссер-постановщик – Эймунтас Някрошюс.

Десятников является автором балета «Любовная песня в миноре», кантаты «Ночные песни» и др.

В течение ряда лет Десятников активно сотрудничал с Александринским театром. В 2002 году он создал музыкальное оформление спектакля «Ревизор» Николая Гоголя (режиссер Валерий Фокин); в 2006 году написал музыку для Торжественного вечера, посвященного 250-летию русского театра и открытию здания Александринского театра после реставрации (30 августа 2006 года, режиссер Андрей Могучий), а также создал музыкальное оформление к спектаклям «Живой труп» Льва Толстого (режиссер Валерий Фокин, 2006), «Женитьба» Николая Гоголя (режиссер Валерий Фокин, 2008).

В сентябре 2009 года Леонид Десятников стал музыкальным руководителем Большого театра.

Леонид Десятников – Заслуженный деятель искусств РФ (2005), член Союза кинематографистов.
Призы и награды
1994. ОКФ «Киношок» в Анапе (Спец. упоминание жюри, фильм «Серп и молот»)
2000. По итогам 2000 года Леонид Десятников назван «музыкантом года» в Санкт-Петербурге, газета «Ведомости» присудила ему титул «композитор года». Саундтрек фильма «Москва» удостоен Национальной премии кинокритики «Золотой овен» и Приза «За лучшую музыку» III кинофестиваля «Новое кино России», а по опросам многих российских изданий и референтных групп назван «музыкальным событием 2000 года». Газета «Известия» назвала эту работу «Сочинением года».
2001. В июне 2001 г. Леонид Десятников удостоен Премии Санкт-Петербурга в области культуры за музыку к фильму «Дневник его жены».
2002. В июне 2002 г. Леониду Десятникову присужден Гран-При IV Международного Биеннале «Музыки в кино» в Бонне за саундтрек фильма «Москва».
2003. Десятникову Леониду Аркадьевичу присуждена государственная премия РФ – за спектакль Государственного академического театра драмы имени А.С. Пушкина (Александринского) «Ревизор» по пьесе Н. Гоголя (в области литературы и искусства за 2003 год).
2005. Кинофестиваль «Окно в Европу» в Выборге (Спец. приз «За вклад в отечественный кинематограф»).
2005. Леонид Десятников – «культурный герой года» по версии газеты «Ведомости».
2006. Премия фестиваля «Золотая маска» «За инициативу в развитии современной российской оперы – "Дети Розенталя" Л. Десятникова и Владимира Сорокина».
Основные сочинения
Оперы
1976; 1980 — «Бедная Лиза» – одноактная опера, либретто Леонида Десятникова по повести Карамзина.
1982 — «Никто не хочет петь, или Браво-брависсимо, пионер Анисимов» – комическая опера для детей в двух актах, либретто Б. Чабан.
1985 — «Витамин роста» – одноактная классическая опера для детей, для солистов и фортепиано по поэме Олега Григорьева.
1989 — «Детский альбом» – сценическая редакция цикла П.И. Чайковского.
2002 — «Царь Демьян» – a frightful opera performance (коллективный проект пяти авторов – Леонид Десятников и Вячеслав Гайворонский из Санкт-Петербурга, Ираида Юсупова и Владимир Николаев из Москвы, и Творческий коллектив «Композитор» – псевдоним известного музыкального критика Петра Поспелова), либретто Елены Поленовой по народной драме «Царь Максимилиан», премьера 20 июня 2001 года, Мариинский театр, Санкт-Петербург. Приз «Золотая маска 2002» и «Золотой софит 2002».
2006 — «Дети Розенталя» – опера в двух актах, либретто Владимира Сорокина. Премьера – Большой театр России, 23 марта 2005 года. Специальный приз жюри на фестивале «Золотая маска».
Оркестровые произведения
1992 — «Эскизы к закату» – для симфонического оркестра.
1998 — «The Rite of Winter 1949» (Зима священная 1949 года) – симфония для солистов, хора и оркестра.
Хоровые произведения
1981; 1997 — «Дар» – кантата для тенора, мужского хора и инструментального ансамбля на стихи Г. Державина.
1982 — «Букет» – для хора a capella на стихи О. Григорьева.
1983 — «Пинежское сказание о дуэли и смерти Пушкина» – кантата для ансамбля солистов и камерного оркестра, слова народные в записи и обработке Б. Шергина.
Инструментальные произведения
1980 — «Альбом для Айлики» – для фортепиано в четыре руки.
1982 — «Trois Histoires du Chacal» (Три истории шакала) – для чтеца, скрипки и фортепиано.
1985 — «Отзвуки театра» – сюита для фортепиано.
1990 — «Вариации на обретение жилища» – для виолончели и фортепиано.
1995 — «Du Côté de Shez Swan» (В сторону Лебедя) – для двух фортепиано.
1996 — «Эскизы к закату» – квинтет для флейты, кларнета, скрипки, контрабаса и фортепиано.
1996 — «Hommage á piazzolla» – две транскрипции танго для скрипки, контрабаса, фортепиано и бандонеона:
«Счастье мое» (Е. Розенфельд).
«Утомленное солнце» (Ежи Петербуржский).
1997 — «Wie der Alte Leiermann... » («Как старый шарманщик...») – для скрипки и фортепиано.
1999 — «По канве Астора» – для скрипки, альта, виолончели и фортепиано.
Вокальные произведения
1974 — «Три песни на стихи Тао Юань-Мина» – для голоса и фортепиано, перевод с китайского Ю. Эйдлина.
1976 — «Три песни на стихи Джона Чиарди» – для сопрано и фортепиано, пер. Р. Сефа.
1976 — «Пять стихотворений Тютчева» – для сопрано и фортепиано.
1979 — «Две русские песни» – для голоса и фортепиано на стихи Р.М. Рильке.
1979 — «Из XIX века» – семь романсов на стихи Л. Аронзона для голоса и струнного квартета.
1989 — «Любовь и жизнь поэта» – вокальный цикл для тенора и фортепиано на стихи Н. Олейникова и Д. Хармса.
1990 — «The Leaden Echo» (Свинцовое эхо) – для голоса(ов) и инструментов на стихи Дж.М. Хопкинса.
2000 — «Русские сезоны» – для сопрано, скрипки и камерного оркестра на русские народные тексты.
2000 — «Три песни советских композиторов и другие фрагменты музыки к кинофильму "Москва"» – для неакадемического голоса, сопрано, меццо-сопрано и инструментального ансамбля.
Музыка к кинофильмам
1990 — «Закат» – режиссер Александр Зельдович.
1991 — «Высшая мера» – режиссеры Евгений Леонов-Гладышев, Виктор Трахтенберг.
1992 — «Затерянный в Сибири» – режиссер Александр Митта.
1992 — «Прикосновение» – режиссер Альберт С. Мкртчян.
1994 — «Подмосковные вечера» (Katya Ismailova) – режиссер Валерий Тодоровский.
1994 — «Серп и молот» – режиссер Сергей Ливнев.
1996 — «Мания Жизели» – режиссер Алексей Учитель.
1996 — «Тот, кто нежнее» – режиссер Абый Карпыков.
1996 — «Кавказский пленник» – режиссер Сергей Бодров.
1999 — «Москва» – режиссер Александр Зельдович.
2000 — «Дневник его жены» – режиссер Алексей Учитель.
2002 — «Олигарх» – режиссер Павел Лунгин.
2005 — «Космос как предчувствие» – режиссер Алексей Учитель.
2006 — «Седьмой день» – режиссер Каха Кикабидзе.
2008 — «Пленный» – режиссер Алексей Учитель.
2009 — «Мишень» – режиссер Александр Зельдович.
Транскрипции сочинений Астора Пьяццолла
1997 — «Maria de Buenos Aires» (tango operita).
1997 — «Tango Ballet» – для скрипки соло и струнного оркестра.
1998 — «Quattro Estacione Porteño» – для скрипки соло и струнного оркестра.