Русский  
Архив проектов>>

19.02.2009 Искусство зримой музыки Валентина Афанасьева «ПРОМЕТЕЙ»

Искусство зримой музыки Валентина Афанасьева «ПРОМЕТЕЙ»

 
19 февраля в Ледовом дворце в концерте под названием «ПРОМЕТЕЙ» впервые в истории мировой музыкальной культуры известный петербургский музыкант, художник и ученый Валентин АФАНАСЬЕВ продемонстрировал уникальные возможности применения цветного света, позволившие ему создать уникальную цвето-звуковую систему. 

Система цвето-звуковых отношений, созданная Валентином Афанасьевым, включает в себя открытие закономерностей, которым должны подчиняться определённые группы цветов для адекватного проявления алгоритма, содержащегося в нотной записи. Определены пространства мелодии, тональности, функциональных наклонений. Впервые в истории показано, что один и тот же звук может характеризоваться 3-мя различными цветами в зависимости от занимаемых ими пространственных позиций.

Это открытие, запатентованное В.Афанасьевым как изобретение во Франции и России, поддержано Российской Академией наук и Международной организацией ЮНЕСКО. Сейчас в экспериментальной лаборатории Института метрологии им. Д.Д.Менделеева (СПб) осуществляется подтверждение открытия с точки зрения математики, физиологии и психологии, в котором принимают участие ученые разных стран мира.

Ярким представлением открытия с живописной стороны является картина «Чакона» (по произведениям И.С.Баха), написанная В.Афанасьевым. Эта работа экспонировалась на «Осеннем салоне» (Париж, 1996) и нескольких других парижских выставках. Теперь ее можно будет увидеть и в России с 20 февраля по 15 апреля 2009 года в рамках ретроспективной выставки работ художника, которую представляет Арт-холдинг «Русское искусство А…Я» (Итальянская, 16). Мечты об объединении звуков и цвета, по общим для них закономерностям, не покидают человечество вот уже на протяжении двухсот пятидесяти лет.

Среди тех, кто вёл интенсивную работу для осуществления этой мечты - ученые, писатели, композиторы: Ньютон, Рамо, Эйлер, Гёте, Вагнер, Гельмгольц, Скрябин, Термен, Эйнштейн и многие другие. Но только теперь можно утверждать, что соответствия цвето-звуковых отношений установлены.

Открыла программу в Ледовом дворце симфоническая поэма СКРЯБИНА «ПРОМЕТЕЙ. ПОЭМА ОГНЯ», в концерте также прозвучали сочинения ВАГНЕРА, РАВЕЛЯ, ОРФА, ГЕРШВИНА и Андрея ПЕТРОВА в исполнении Симфонического оркестра и хора под управлением Андрея Аниханова.

Уникальность программы заключается в том, что в оркестре были задействованы специальные музыкальные свето-инструменты. Партии света, написанные нотами в соответствии с принципами музыкальной гармонии композитором Иваном Полехом, исполнят музыканты на синтезаторах, клавиатуры которых соединены с осветительной аппаратурой посредством компьютерной программы, реализованной Борисом Бокатовичем. По замыслу Валентина Афанасьева, эти новые инструменты предназначены для композиторов будущего, которые подобно А.Скрябину, способны представлять себе музыку не только в звуковом, но и в световом ряду. Использовать эти инструменты можно в качестве новой группы любого симфонического или эстрадного оркестра, а также в любых музыкальных ансамблях с написанной для них нотной партитурой или импровизируя.