Русский  
Архив проектов>>

Капелла «Таврическая»: «Без истории невозможно познать завтрашний день»

"Сегодня 27 января, в День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады коллектив Капеллы «Таврическая» даст концерт, на котором прозвучат произведения Дмитрия Шостаковича, Петра Чайковского. На сцену поднимутся Елена Образцова и Зураб Соткилава. А на днях музыкальный коллектив капеллы «Таврическая» (дирижер Михаил Голиков и скрипачки Вера Васильева и Екатерина Шмелева) побеседовали с нашим корреспондентом и рассказали о том, как готовятся программы их концертов.

Не к ларьку, а на концерт 

"АиФ-Петербург": – Михаил, сегодня у нас с вами два значимых повода для встречи. Расскажите о них. – Да, конечно, расскажу, но об информационных поводах – чуть позже. А пока хотел бы поговорить о тех мероприятиях, которые прошли в течение последних трех месяцев. У нас было большое количество концертов и программ. В ноябре мы посетили города Мурманской области – Апатиты и Кировск. Представляли там «Шедевры мировой киномузыки». Концерты прошли с огромным успехом. Честно говоря, было неожиданно, что в таких небольших северных городах, где в ноябре уже полновластно хозяйничает зима, публика так горячо отреагировала на наш визит. Мне отрадно, что было много молодой публики – подростков, которые занимаются музыкой. И что не менее приятно, эти подростки подходили к нам после концерта, чтобы пообщаться. Очень надеюсь, что в этом году мы продолжим ездить с гастролями по нашей стране. Так сложилось, что зарубежные страны мы посещаем даже чаще, чем российские города. Что, как мне кажется, жаль… По моему ощущению, сегодня формируется уже новая публика, она с интересом готова воспринимать классику. Шутка ли сказать, что в городах Апатиты и Кировск последний раз симфонический оркестр был 30 лет назад! То есть, многие из тех, кто были в зале, никогда живьем не видели симфонический оркестр! Хорошо, что интерес есть к искусству. Можно порадоваться, что люди идут не к ларьку или к магазину 24 часа, а на концерт. Кстати, в этих двух городах я обратил внимание на такой момент: нет алкоголизма, бросающегося в глаза. Потому что все очень продумано – в 20.00 часов прекращается продажа водки, в 22.00 – прекращается продажа вина, в 23.00 часа – пива. И все! Все очень воспитанные! Никто никому не хамит, не грубит…Таксисты даже могут поговорить с тобой о литературе.

Ремиксы для Гребенщикова

Были очень яркие концерты и в Петербурге за это время. Например, День рождения оркестра 1 декабря. Была важнейшая премьера музыки, написанной рукой императорской семьи, лично Александром II и его самыми близкими родственниками. Это мы представляли 10 декабря в Таврическом дворце. Программа готовилась без малого сказать 15-20 лет многими людьми, которые собирали по крупицам из писем, из архивов по всему миру материалы музыкальных сочинений. И это только начало большого проекта к 400-летию Дома Романовых. В декабре мы были в Москве на закрытии Международного фестиваля имени Андрея Петрова, в котором традиционно принимаем очень активное участие. Это состоялось в клубе Эльдара Рязанова, в его киноцентре. В начале этого года, начиная с 3 января, за два дня записали альбом оркестровых ремиксов лучших песен Бориса Гребенщикова к 40-летию группы «Аквариум». Мы записали 9 композиций. И я очень надеюсь, что к весне нам удастся этот проект выпустить. А осенью запланирован наш совместный концерт с музыкантами группы. Я бы хотел, чтобы в концерте прозвучали и оригинальные песни коллектива, и оркестровые обработки песен.

День памяти

Михаил Голиков. – Теперь о том, о чем вы спросили в начале нашего разговора. 27 января – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Лично для меня с детства стало традиционным участие в концертах, посвященных этому памятному событию. Моя бабушка пережила блокаду. И нет семьи в нашем городе, где бы ни вспоминали человека, пережившего блокаду. Программа, которую мы подготовили к 27 числу для ветеранов, для жителей Ленинграда, очень интересная. У нас в гостях – народная артистка Советского Союза Елена Образцова, также приедет народный артист Советского Союза, солист Большого театра Москвы Зураб Соткилава. В этот вечер на сцену поднимутся с разными посланиями, с чтением стихов Светлана Крючкова, Иван Краско. Мы с оркестром и хором исполним фрагменты блокадной Ленинградской симфонии Дмитрия Шостаковича. И вместе с этим, наши друзья из студии «Лендокфильм» продемонстрируют небольшой фильм-хронику о блокаде. Но в этот вечер публика сможет услышать и другие сочинения. Скажу, что 27 января – в принципе, день очень серьезный. Это день рождения Моцарта и день смерти Верди. Вера Васильева. – Кроме того, будет исполнено сочинение Сергея Слонимского, который является почетным гражданином Петербурга. Он также выйдет на сцену со словами благодарности. Прозвучат фрагменты «Реквиема» Моцарта как день великому композитору, а также дань тем, кто помог отстоять Ленинград, но не дожил до конца блокадных дней. Будет принимать участие в концерте звонница Владимирского собора. Они вместе с нами исполнят финал Торжественной увертюры «1812 год» Петра Чайковского. Ведь надо не забывать, что в этом году мы отмечаем юбилей победы над войсками Наполеона.

Гайдн, Вебер, Мендельсон…

"АиФ-Петербург": – Михаил, я еще с прошлой нашей с вами встречи заметила, что истории вы уделяете очень большое значение. Это так? Вы сами продумываете сценарную часть ваших концертов или в соавторстве с кем-либо? Михаил Голиков. – Конечно, у меня есть помощники. Все участвуют. Например, скрипачки Вера Васильева и Екатерина Шмелева. Вместе с тем, у нас огромный коллектив, в котором каждый привносит свою идею относительно истории нашей страны, относительно истории музыки, истории культуры и так далее. Без истории невозможно познать завтрашний день. Если бы все сегодня читали историю, многих бы проблем в мире не было бы. Но, к сожалению, это разговор очень пространственный… Екатерина Шмелева. – Это на самом деле очень здорово, на мой взгляд, что у нас все концерты умно построены. Музыкальные произведения связаны между собой. Потому что это ключевой момент присутствия публики в зале.   

Вера Васильева. – Важно отметить и фактор новизны при подготовке программ. Когда мы исполняли произведения императорской семьи, это звучало ново и оригинально, несмотря на трогательную простоту этих сочинений. Мы были первыми в мире, кто познакомил публику с этими произведениями. Михаил Голиков. – Дело в том, что представителей императорской семьи с детства воспитывали на знаниях истории, культуры, музыки. У многих из них появился талант к рисованию, к написанию стихов. И это в принципе, довольно известный факт. Но вот то, что император Александр II и его двоюродные сестры сочиняли музыку, об этом не слишком известно. Об этом никто не знал по определенным причинам: эти произведения сочинялись не для широкой публики. Хотя уже привычно стало, что композитор с давних пор был продавцом своего товара. Он сочинял для того, чтобы кто-то эту музыку исполнил, а ему заплатили вознаграждение. Так влачили свое существование Моцарт, Гайдн. Они жили в прямой зависимости от того, сколько написали. Поэтому Гайдн написать 104 симфонии, а Моцарт вообще огромное количество самой разной музыки. А вот императорская семья не писала музыку ради денег. Они писали музыку, чтобы признаться в своих искренних чувствах друг другу. Надо понимать, что они не хотели, чтобы эта часть их жизни стала предметом обсуждения. Императорская семья тогда, это как президентская семья сегодня – слишком пристальное внимание со стороны общества уделяется этим людям.

"АиФ-Петербург": – Теперь несколько слов о том, что ожидает зрителя на концерте в филармонии 29 января?  – Михаил Голиков. – В этот вечер прозвучат произведения тех композиторов, которых многие не меломаны классической музыки могут просто и не знать. По крайней мере, с фамилией Вебера у многих возникнут сразу же аналогии с мюзиклом, например, «Cats». Только это произведение Эндрю Ллойд Вебера, а мы будем исполнять Карла Марию Вебера – ярчайшего немецкого композитора романтика XIX века, который стал основоположником немецкой романтической оперы, как о нем пишут в библиографических изданиях. Хотя он в свое время в достаточно интригующих условиях скинул с подножки поезда композитора Шуберта. А Шуберт так расстроился после этой истории, что просто перестал писать оперу. Но сейчас речь не об этом… Так вот, Карл Мария Вебер, юбилей которого мы отмечали в прошлом году, не слишком известен публике. В программе еще прозвучат произведения Гайдна и Мендельсона. Мендельсона все знают только благодаря очень популярному произведению, хотя, как можно догадаться, оно у него не единственное. Мы постараемся показать публике всех этих композиторов с лучшей стороны. И зрителей ждут сюрпризы!   " - сообщает сайт "Аргументов и Фактов" в статье http://www.spb.aif.ru/culture/article/45893.

Материал подготовлен Ю. Папениной.