Русский  
Архив проектов>>

Российский Роговой Оркестр

 

    Сайт: http://horns.ru











Российский Роговой Оркестр – музыкальный коллектив из Санкт-Петербурга, возродивший утраченную традицию исполнения исконно русской Роговой Музыки, жанр которой зародился в императорской России в середине 18 века. Аналогов исполнения Роговой музыки в мире до сих пор не существует. Роговой Оркестр уникален своей внутренней организацией. Один музыкант может извлечь из рога всего одну ноту, и только при совместном музицировании, отдельные ноты связываются и превращаются в цельное художественное произведение. В Роговом Оркестре высочайшее индивидуальное мастерство каждого исполнителя, во взаимодействии, служит залогом успеха всего коллектива. 

Международное агентство рекордов и достижений утвердило, что Российский Роговой оркестр установил рекорд в номинации «Единственный в мире оркестр, возродивший аутентичное звучание роговых партитур композиторов XVIIIXIX веков». Информация о достижении внесена в Российскую книгу рекордов Гиннесса.

Сергей Поляничко – дирижер, художественный руководитель коллектива. Директор «Центра роговой музыки». Лауреат Международного конкурса. Выпускник Санкт-Петербургской Консерватории  по классу валторны, факультативно  занимался оперно-симфоническим  дирижированием в классе И.А.Мусина. Окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства, Санкт-Петербургскую школу телевидения,  Международный институт маркетинга (ИМИСП). Работал ведущим телевизионных программ. Организовал и возглавил Российский Роговой Оркестр и симфонический оркестр «Невский» с которыми выступает на фестивалях, активно гастролирует в городах России, странах Прибалтики, Скандинавии  и Европы, записывает музыку для кинофильмов, аккомпанирует звездам российской классической сцены и эстрады.

Владимир Головешко – мастер-изготовитель роговых инструментов. Окончил Музыкальное училище имени М.П. Мусоргского.  Обучался ремонту и изготовлению медных духовых инструментов в мастерской реставратора, заслуженного артиста России, Станислава Седристого. В 2002 году, изучив музейные и архивные материалы, воссоздал способ изготовления охотничьих рогов, после чего вручную изготовил комплект из 96-ти роговых инструментов, на которых играет Российский Роговой Оркестр. Владимир аранжирует современные партитуры для репертуара Российского Рогового Оркестра, солистом которого он является.

В арсенале оркестра 96 уникальных по тембру инструментов с диапазоном более 4-х октав, которые были изготовлены талантливым петербургским мастером Владимиром Головешко. Секрет сплава и метод обжига инструментов – тайна мастера «за семью печатями». Голос каждого рога зависит от толщины металла и формы. Усовершенствованные мундштуки позволяют добиваться чистейшего звучания, и дают возможность варьировать высоту строя «Ля» в диапазоне от 430 до 442 герц. В составе Российского Рогового Оркестра – 20 музыкантов. Все они выпускники Санкт-Петербургской консерватории, лауреаты всероссийских и международных конкурсов, артисты симфонических оркестров и музыкальных театров Санкт-Петербурга.

В репертуаре Российского Рогового Оркестра произведения признанных  мировых классиков и сочинения современных композиторов. Ввиду большой технической сложности исполнения музыки роговым ансамблем (один музыкант извлекает из рожка только один звук), разучивание одного произведения занимает от трех месяцев до одного года. Совершенство звучания достигается благодаря долгим и упорным репетициям, но такие временные рамки  не мешают музыкантам постоянно расширять список исполняемых произведений и удивлять своих слушателей.

За плечами оркестра сотни концертов на российских и зарубежных сценах, среди которых Государственный Кремлевский Дворец, Георгиевский зал Московского Кремля, Московской международный дом музыки, Красная площадь в Москве, Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге, Большой и Малый залы Санкт-Петербургской филармонии, Мариинский театр, Концертный зал Мариинского театра, Санкт-Петербургская Академическая Капелла, Георгиевский зал Эрмитажа, Смольный собор, гастроли в Германии, Италии, Финляндии, Израиле, Эстонии, Литве, Латвии и городах России.

В 2010 году Российский Роговой Оркестр записал фрагменты саундтрека к фильму Александра Сокурова «Фауст». Запись проводилась в Большом зале Санкт-Петербургской Филармонии совместно с Заслуженным коллективом России академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии. В 2011 году фильм получил «Золотого льва» – главный приз Венецианского кинофестиваля. С 2011 года Российский Роговой Оркестр принимает участие в праздновании Дня славянской письменности и культуры (День святых Кирилла и Мефодия).

Роговая музыка берет свое начало в Царствование Императрицы Елизаветы. Когда в 1751 году состоявший в чине гофмаршала директор Императорских театров граф Семен Кириллович Нарышкин был назначен обер-егермейстером, его осенила забавная мысль: его превосходительство поставил себе задачу улучшить звучание грубых и немузыкальных охотничьих труб. Это и послужило началом организации той новой замечательной полевой (или охотничьей) русской музыки, аналогов которой в мире никогда не существовало.

Простая идея, согласовать по полутонам простые охотничьи рога, внезапно привела к фантастическому результату. Необычайно сильное звучание единого по тембру Рогового Оркестра, напоминающее звучание органа поразило императрицу Елизавету и высшую российскую знать. В скором времени Роговые Оркестры стали широко популярны. При царском дворе было организовано два роговых оркестра. Примеру царицы последовали Строганов, Разумовский, Орлов, Нарышкин, Потемкин, Шереметев и многие другие. "Барская забава" превратилась в искусство. С этого момента не только коронования, дипломатические приемы, государственные церемонии, придворные балы, царская охота, но и народные гуляния, а также публичные концерты, всегда проходили с участием Роговых Оркестров. Более 100 лет Роговая Музыка не имела конкурентов в России, играя ведущую роль в её культурной жизни, но время шло, музыкальные вкусы и предпочтения менялись. Постепенно в моду вошли европейские духовые и симфонические оркестры, и для Роговых Оркестров наступило время забвения.

За последние полтора века попытки возродить Роговые Оркестры предпринимались не раз, но не приводили к долговременному успеху. Секреты исполнения и ноты были утеряны. Возродить простой на первый взгляд принцип: «один музыкант – один инструмент – одна нота», лежащий в основе исполнения Роговой Музыки, на практике оказывалось бесконечно сложно.

Одна из самых удачных попыток была сделана в 1882 году, когда барон К.К. Штакельберг возродил Роговой Оркестр, приурочив это событие к церемонии коронования Александра III (1883г.). Комплект инструментов, созданный по этому случаю и сохранившийся до наших дней, в настоящее время находится в музее Санкт-Петербурга. Прозвучал Роговой Оркестр также и на церемонии коронования Николая II, 14 мая 1896 г. Это были последние звуки Роговой Музыки...

... до начала 21 века.

Российский Роговой Оркестр возрождает звучание старинных партитур, шаг за шагом восстанавливая нотные записи, и исполняя произведения в аутентичном виде. В этом коллектив видит свой особый вклад в сохранение культурного наследия страны. В 2007 году, совместно с камерным оркестром «Pratum Integrum», в Международном доме музыки в Москве состоялось аутентичное исполнение и запись на CD мелодрамы Евстигнея Фомина «Орфей», не исполнявшейся с 1792 года.

В апреле 2010 года, совместно с Государственной Академической капеллой Санкт-Петербурга, Российский роговой оркестр исполнил «Реквием» Осипа Козловского, не исполнявшегося в оригинальной редакции 206 лет. Этот концерт стал одним из самых значительных музыкальных событий концертного сезона Санкт-Петербурга и был записан на DVD.

В 2009 году необычным звучанием Российского Рогового Оркестра заинтересовался московский Научно-исследовательский центр музыкальной терапии и восстановительной технологии, который создан при  поддержке   ФГУ  «Российский Научный Центра Восстановительной Медицины и Курортологии»  Минздравсоцразвития РФ и Международной Академии Интегративной Медицины. По исследованиям, проведенным центром, тембр звука, издаваемый роговыми инструментами, оказывает лечебное воздействие на организм человека. Сейчас записи произведений в исполнении Российского Рогового Оркестра используются центрами музыкальной терапии.

В 2011 году Российский Роговой Оркестр отметил пятилетие своей творческой деятельности.  За это время  благодаря упорному труду, вере в мечту и бесконечной любви к своему делу, при поддержке неравнодушных людей, коллектив смог добиться феноменальных результатов, пройдя путь от первого домашнего концерта-презентации для родных и близких в маленьком зале, до приглашения играть на главной площади страны и в Кремлевском Дворце перед первыми лицами государства.