Русский  
Архив проектов>>

Текстовые публикации

<< назад к событию

Капелла Таврическая - интервью с М. Голиковым 15 мая 2012 года

 

 

Интервью с дирижером и художественным руководителем Капеллы «Таврическая» Михаилом Голиковым

 Считаете ли Вы успешным свой молодой оркестр, чувствуете ли Вы интерес публики к творчеству Капеллы «Таврическая»?

Безусловно, это доказывает наличие полных залов на наших концертах, вне зависимости от площадки и от той публики, которая на эти площадки обычно приходит, будь это большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии, где есть своя «филармоническая» публика, и в Таврическом дворце, и на площадках других городов, где мы собираем всегда полные залы. Несмотря на то, что программа, которую мы предлагаем, всегда очень разная – и сочинения Гайдена, и классиков 18-19 века, бывает и музыка современных композиторов, и авторов музыки к известным кинофильмам, тем не менее, всегда неизменно полный зал. Публика всегда воспринимает творчество молодых музыкантов как-то по-особенному, наверное, в этом главный секрет нашей деятельности, потому что мои коллеги, которые собраны в  оркестре Капеллы «Таврическая», музыканты хоть и молодые, но очень яркие, творческие  перспективные. Главную задачу, которую они ставят перед собой – отдача себя и своего таланта на общую цель оркестра, на ту программу, которую мы все вместе перед собой поставили.

За последнее время Вашей концертной деятельности, какая площадка, мероприятие больше всего заполнились?

На самом деле, запоминается почти каждое мероприятие, потому что, какой бы ни был концерт, с каким подтекстом, задачей, идеей, стоящей во главе, так или иначе программа запоминается почти каждая. Другое дело – площадки. В Петербурге мы уже довольно много и часто выступаем, причем, на ведущих площадках – Санкт-Петербургская академическая филармония, Государственная академическая Капелла Санкт-Петербурга, Мариинский театр. Тем не менее, некоторые концерты оставили особо яркие воспоминания, в частности, площадки в замечательных городах Кировск и Апатиты, где мы выступали для местных жителей, которые лет тридцать не слышали симфонического оркестра, и просто изголодались по этой музыке. Они устроили нам совершенно невероятный прием на площадке старого, советского Дворца культуры,  который не приспособлен для концертов симфонического оркестра, при отсутствии акустики. Тем не менее, концерт и реакция слушателей оставили яркое неизгладимое впечатление.

В апреле Вы выступали в Германии на открытии «Дней российской культуры в Баден-Бадене». Ваши впечатления?

Конечно же, оставили сильные воспоминания город Баден-Баден и концерт в замечательном зале Курхауса, где сама по себе и атмосфера события и, с другой стороны, публика, которая была  на концертах, и программа, которую мы представляли, сложенную из самых ярких русских и зарубежных  произведений,  создали единое творческое пространство.  Еще концерт в зале Совета Европы в Страсбурге, где до нас не ступала нога еще ни одного симфонического оркестра. Если познакомиться с внешним видом этого европейского центра парламентаризма и демократии, трудно сделать какой-то вывод, что там может разместиться симфонический оркестр, но, поскольку, у нас уже был хороший опыт Дворцов культуры вышеупомянутых городов, то мы смогли не только разместиться в этом зале, символическом центре Европы, как его недаром называют, но и выступить там с концертом.  Там присутствовало очень много людей, полный зал, большинство из которых были работники дипломатических ведомств разных стран, и все эти разные серьёзные, занятые люди  рукоплескали нашему молодому оркестру, так как получили от этого вчера, по их личному мнению, заряд позитива и конструктивизма, который привнёс в их жизнь положительную и миротворческую энергию.

 

Какие у Вас творческие планы? Если уже сейчас Ваш оркестр многого добился, какие еще цели Вы перед собой ставите?

Планов у нашего оркестра, благодаря тому, что это молодые ребята, очень много. Есть большое желание раскрывать наших музыкантов, которые вместе составляют оркестр и несут свой талант, собираясь в коллектив,  предлагая коллективные симфонические программы. Планируем раскрывать каждого музыканта индивидуально, за счет программ камерной музыки, и представлять ее не только нашей публике, но и зарубежной. Это очень интересный пласт, который не так часто выходит на большую сцену, тем более в исполнении молодых ребят, которые горят желанием себя показать и сказать свое слово в искусстве исполнения классической и другой музыки, поэтому это очень важная идея и мысль. Мы с ребятами стараемся ее развивать, но, помимо этого, есть  и другие задачи оркестра. От банального покорения мира мы тоже не отказываемся, есть много уголков, в которых хотелось бы побывать. Я думаю, что успех в Европе поможет нам и в дальнейшем показывать торжество яркого русского искусства в лице нашего оркестра.

Проводите ли Вы социально-ориентированные, благотворительные концерты? 

Да, у нас есть программа и такого социально-образовательного характера, который мы очень активно планируем развивать. В этом году, в апреле проходили гастроли в Голландии, где мы помогали обыкновенным голландским детям, учащимся начальных и средних школ, познакомиться с классической музыкой, где на сегодняшний день, в этой замечательной европейской стране, отсутствует вообще классическая музыка, где нет ни занятий пением, ни музыкой, традиционных для российских школ. Многие дети никогда не слышали этой музыки, даже многие взрослые люди знакомы с ней лишь через проигрыватель. Мы приоткрыли голландским детям и их родителям мир живой классической музыки, познакомив их, с одной стороны с нашим творчеством, а с другой стороны, с теми инструментами, на которых играют наши музыканты. Это произвело просто феноменальный эффект, успех был не просто большой, а его трудно просто переоценить. Во-первых, мы не сходили с первых полос центральных газет Голландии и того региона, где мы находились. Во-вторых, через наши заботливые руки прошло более 3500 тысяч  детей, для которых мы дали более 35 концертов в разных школах, порой у нас было по 9 концертов в день. Это были не просто концерты, мы давали им возможность самим побыть музыкантами, организовав мастер-классы игры на инструментах. Дети участвовали с нами в процессе создания музыки, и этот процесс был сравним со сказкой, для ребенка это очень важно, это развивает его способности к дальнейшему обучению, необязательно в музыке, в любой другой профессии, поскольку, он начинает свои внутренний мир реализовывать  во что-то большее, начинает понимать, что этот язык музыки дает возможность выйти каким-то эмоциям, и может  принести какой-то интересный результат.

Приходили дети, которые плакали, что они не хотят здесь быть, но пройдясь по классам, где ребята играют на инструментах, тут же засуетились и захотели попробовать поиграть на скрипке, потом на флейте, потом на трубе и т.д. Это был нескончаемый поток желающих, после первого дня мастер-классы продлили, так как у нас не было возможности уделить внимание всем детям. Была замечательная семья трех афроамериканских детишек, которые не хотели приходить, но попробовав инструмент под названием труба, они просто в одночасье «заболели». Их мама рассказывала, что весь вечер они просили ставить ей произведения в исполнении трубы, изображали, что они как будто на них играют, и весь следующий день они провели в классе трубача и директора нашего оркестра Степана Воробьева, постигая этот инструмент. Мы даже пригласили их выступить на нашем заключительном концерте этого турне, в котором приняло участие более 20 детей, которых мы отобрали в течение этих мастер-классов. Они участвовали в произведениях, которые мы исполняли, добавляя свои «голоса» инструментов. Это было яркое, новое, невероятное шоу, как сказала дирекция концертного зала, в котором была дана возможность детям оказаться на сцене, и почувствовать себя нужным и полезным. Все люди, от мера города Девентера до детей и их родителей, очень заинтересованы идеей сделать из этой встречи длительную пятилетнюю программу, может, более длительную, с тем, чтобы малыши продолжали знакомиться с этим удивительным миром классической музыки, дверцу в который мы им приоткрыли.