Русский  
Архив проектов>>

Текстовые публикации

<< назад к событию

1 июня 2013 Интервью с М. Голиковым

1 Июня /2013 / 12:50

Михаил Голиков: «У музыки в нашей стране есть будущее»

Михаил Голиков: «У музыки в нашей стране есть будущее»

Дирижеру Михаилу Голикову всего 32. Но в его послужном списке уже масса регалий, не говоря о том, что у Михаила не одно образование, а два, причем обе специальности «хоровое дирижирование» и «оперно-симфоническое дирижирование» (класс профессора Василия Синайского) получены им в Санкт-Петербургской консерватории.

В 1999-м Михаил Голиков основал молодежный камерный хор «Петербургские голоса». Семь лет руководит студенческим симфоническим оркестром и преподает дирижирование в Санкт-Петербургском музыкальном колледже им. М.П. Мусоргского. В 2009-м стал главным дирижером Международного молодежного симфонического оркестра Капеллы «Таврическая», учрежденной Межпарламентской ассамблеей СНГ и компанией «Арт-Ассамблеи».

Кроме того, Голиков — дирижер Санкт-Петербургской детской филармонии. Именно Михаил придумал и регулярно проводит детские благотворительные костюмированные ассамблеи, где главная задача — пропаганда музыкального искусства среди юношества, продвижение одаренных детей. Так, 31 марта в Москве, в Геологическом музее им. Вернадского, прошла благотворительная детская ассамблея, на которой с оркестром Капеллы "Таврическая" выступили юные таланты. 26 мая — на детской ассамблее в Международном Доме Музыки в Москве (мы писали об этом событии — прим.ред.) Капелла «Таврическая» вместе с Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы» и Фондом Владимира Спивакова устроила настоящий праздник искусств для 400 одаренных детей из Московской области.

Сегодня, 1 июня, в День защиты детей, в Таврическом дворце Санкт-Петербурга тоже состоится летняя детская ассамблея: гостей ждут мастер-классы, музыкальные выступления с участием юных талантов, концерт органной музыки. Перед началом обозреватель "Культура.рф" побеседовал с Михаилом Голиковым.

— Михаил, скажите, ваша столь активная деятельность на музыкальном поприще может являться доказательством того, что с музыкальной культурой, ну, хотя бы в Петербурге и в Москве, все обстоит хорошо, таланты взращиваются, ценятся, и проблем становится меньше?

— Мне казалось, что все у нас хорошо, пока я не столкнулся с реальным положением вещей, когда стал заниматься продвижением детского творчества, преподаванием. У нас сегодня существует проблема — недобор учеников. И не просто недобор, а их вообще нет. Мы вынуждены закрывать факультеты в некоторых училищах. И если раньше из двух профессиональных вузов Петербурга — училищ имени Римского-Корсакова и Мусоргского — выпускался полный набор музыкантов духовых инструментов для поступления в консерваторию, то сегодня мы не можем рассчитывать ни на одного музыканта. Даже трубачей сегодня почти нет, хотя труба — это традиционный духовой инструмент для нашей страны. Дети не идут на эти специальности, но выбор, скорее всего, делают не они сами, а их родители. Поколение, родившееся в не совсем благополучные девяностые, не хочет своим детям участи бедствующих музыкантов. Сейчас, конечно, положение музыканта незавидно: чтобы кормить семью, он вынужден трудиться на трех-четырех работах, преподавать. Но к этому тоже надо иметь определенную склонность — чтобы играть в ресторанах и на корпоративах. Слава богу, мы в Капелле «Таврическая» стараемся именно молодых музыкантов оградить от необходимости таким образом зарабатывать деньги.

— То есть, вы поставили определенную планку и пытаетесь ее держать?

— Да, одна из главных задач нашего коллектива — сегодняшним детям, которые еще не начали заниматься музыкой или собираются к этому освоению приступить, дать возможность понять и поверить в то, что у музыки в нашей стране есть будущее. Потому что традиции культуры у нас на протяжении нескольких веков активно развиваются и передаются, несмотря на войны, революции, экономические и политические кризисы. Мы ведь пережили много разных катаклизмов. Вспомнить хотя бы Дягилева, который сумел сделать русский балет всемирным брендом. И, тем не менее, сегодня надо бить тревогу: у нас нет самого главного — кому дальше передавать знания и традиции. Утрачивают свое качество и публика, и сами музыканты.

— Вы чувствуете в этом отношении свою миссию?

— Это не то, чтобы миссия. Скорее, моя общегражданская позиция. Я рассуждаю и как отец восьмилетней дочери, которая учится играть на флейте. Даже если она не станет профессиональным музыкантом, я знаю, что занятия музыкой ей помогут определиться с выбором пути, дадут более гармоничное восприятие мира.

А если подробнее говорить о капелле «Таврическая» и ее деятельности, то мы, благодаря нашим учредителям, развили активную деятельность и в Питере, и в Москве, и в регионах. Мы находим и приглашаем молодых, но уже профессиональных детей из музыкальных школ, и в поиске и поддержке талантов нас поддерживают фонды Владимира Спивакова, Юрия Башмета, Елены Образцовой.

Стипендиантов фондов мы включаем в наши совместные с оркестрами выступления, чтобы они могли как можно чаще выходить на профессиональную сцену. Это тоже очень важно, ведь дети так прекрасно раскрываются в этих выступлениях. На третий год я уже вижу в некоторых ребятах, которым сегодня 13-14 лет, готовых ярких профессиональных музыкантов — они действительно вскоре будут греметь на весь мир.

Так, скрипачу Михаилу Дормидонтову, лауреату Фонда Спивакова, сейчас пятнадцать лет. Осипу Чебурашкину всего четырнадцать, и он уже играет в «Карнеги Холл». Пока я говорю о московских детях. Но у нас тоже есть свои яркие имена. Я прочу великое будущее арфистке Алисе Садиковой из Санкт-Петербурга: в свои десять лет эта девочка обладает такой душой, таким профессионализмом, она уметь насытить музыку, которую исполняет, потрясающей глубиной, эмоциональностью.

Мы только что вернулись с Алисой из Баден-Бадена, где проходили дни русской культуры в Германии (мы писали об этом событии – прим.ред.). Там же была и юная флейтистка Мария Урыбина, победительница детского конкурса «Щелкунчик». Я услышал ее в Иркутске, где иногда работаю с филармоническим оркестром и являюсь главным приглашенным дирижером, а она там выступает как солистка. Именно эти две девочки, Алиса и Мария, произвели настоящий фурор в Баден-Бадене. Хотя рядом было целое созвездие — Ирина Богачева, Ольга Пудова, Игорь Бутман. Немцы были в восторге от наших юных талантов.

— Знаю не один пример, как в Германии находятся люди, которые с готовностью поддерживают талантливых детей, перечисляют им средства на приобретение инструментов, назначают стипендии. А где же меценаты из России?

— Вы очень важную тему затронули. У нас есть меценатство, но в такой мизерной дозе, что, считай, его и нет. Один пример меня недавно заставил содрогнуться. В Эрмитажном театре состоялся концерт в рамках международного фестиваля «Музыкальный Олимп». С симфоническим оркестром Капеллы "Таврическая" выступили три солиста, которые победили в самых престижных конкурсах в Дании, Голландии и России. Так вот, 17-летний виолончелист Иван Сендецкий, который учится в Петербурге, уже подумывает о том, чтобы продолжить обучение за рубежом. Это тревожный сигнал. Скрипачка Ольга Волкова, победительница конкурса в Дании, и меццо-сопрано Гюльнара Шафигулина, победительница конкурса в Голландии, поразившие своими выступлениями не только зал, но и оркестр, который стоя им аплодировал — обе давно живут в Европе. Знаю, что с приобретением скрипки Ольге помогли именно меценаты из Германии. Это так важно для музыканта — иметь свой качественный инструмент. Многие инструменталисты выезжают учиться за рубеж, потому что знают: там, как ни странно, им помогут. А мы в России производим эти таланты, а потом отдаем, не храним, не помогаем.

Я часто бываю в Европе, вижу, что там учится много азиатов — китайцы, японцы, корейцы. Их поддерживает и их государство, и европейцы дают им деньги. А мы своих исполнителей обучили, выпустили в мир и забыли о них! Получается, что наши таланты работают на другие страны, коллективы, и со временем они вообще перестают иметь какое-либо отношение к России. Этого очень жаль.

— В общем все плохо?

— Я оптимист и все же верю, что перемены начались. Действительно, что-то стало происходить в последнее время. Есть люди в правительстве, которые об этом думают. И президент Путин в том числе. Конечно, в такой большой стране с ее количеством проблем не сразу можно все решить. Но обнадеживает, что Владимир Владимирович помогает проектам, которые связаны с одаренными детьми и талантливой молодежью — в частности, концертная деятельность Капеллы "Таврическая" проводится под его личным патронатом. Музыкально-просветительское движение Капеллы поддерживают и Сергей Говорухин, и Владимир Меньшов, и Александр Сокуров, и Гия Канчели, и Андрей Эшпай, и Сергей Слонимский. Министр культуры Владимир Мединский пока еще не познакомился с нашей концертной деятельностью. Думаю, все впереди.

— Если тема больная, кто еще пытается ее разрабатывать?

— Я не единственный музыкант, который этим озабочен. Недавно была программа «Познер», на которую пригласили Валерия Гергиева. На «закуску» был заготовлен интересный вопрос. Познер спросил Гергиева: «Скажите, о чем бы вы попросили создателя, если бы с ним встретились?» Гергиев думал недолго и ответил потрясающе: «Я попросил бы, чтобы он вернул музыку в школы». И, действительно, раньше в школах были обязательные уроки музыки. По учебному плану было знакомство с оперой, балетом, с концертами ведущих композиторов. А теперь все практически свернуто.

— Может, детям это уже и не нужно?

— Нужно, нужно, уверен! Когда я дирижирую детскими операми — а в нашей филармонии для детей и юношества есть несколько детских оперных проектов: «Красная Шапочка», «История Кая и Герды», «Аленький цветочек», «Волк и семеро козлят» и другие, — то дети-зрители приходят с цветами, они не хотят уходить после спектакля, им интересно посмотреть на музыкантов, познакомиться с инструментами. Нет, думаю, значение детской оперы очень важно, в том числе и для самих исполнителей. Анна Нетребко, кстати, когда-то дебютировала в качестве четвертого козленка в опере «Волк и семеро козлят». В этой же опере дебютировал и мой учитель, дирижер Василий Синайский.

— Мне кажется, образовывать сегодня в классическом плане нужно не только детей, но и взрослых.

— Конечно. И, думаю, нужно находить новые пути, максимально соединяя разные виды искусства. Считаю, наиболее удачный синтез — это кино и музыка. Я бы снимал скетчи-наброски, делал бы фильмы под классическую музыку, аккомпанировал бы живым оркестром. У нас сегодня очень мало используется живой музыки в кино. Но вот благодаря проекту «Симфонии Кавказа», который открыл нам молодого композитора Мурата Кабардокова и вызвал высокую оценку этой музыки у кинорежиссера Александра Сокурова, рождаются на глазах новые направления. Александр Николаевич заказал Мурату музыку к своему документальному фильму про спасение художественных ценностей в Лувре во время Второй мировой войны. Этот музыкальный проект был записан с симфоническим оркестром Капеллы «Таврическая». У нас родились идеи совместных проектов и с режиссером Светланой Дружининой, и с актрисой Светланой Крючковой, которая прекрасно читает Ахматову, Цветаеву. Наша капелла сотрудничает с ее сыном — виртуозным музыкантом. Идей много, мы хотим поставить мюзикл «Анна Каренина» на музыку ушедшего уже от нас петербургского композитора Владислава Успенского. Это будет особенно интересно после оживления вокруг романа Льва Толстого, которого недавно экранизировали и русский режиссер Сергей Соловьев, и американец Джо Райт.

— Грандиозные планы! Как только хватает времени их осуществлять?

— С трудом, но возможно. Пяти-шести часов сна в сутки вполне хватает. Выходных у меня не бывает. Главная задача сегодня лично для меня — это тщательно спланировать день, суметь состыковать репетиции с деловыми переговорами, интервью, преподаванием, выступлениями. Думаю, наш успех все-таки во многом зависит от желания что-то менять в этой жизни и созидать.

Елена Добрякова

Фото предоставлены пресс-службой Капеллы "Таврическая"